Ганешин К. Рух - значит движение

Пантомима » Ганешин К. Рух - значит движение

Ганешин К. «Рух» - значит движение // Советская эстрада и цирк. 1981. № 8. С. 11-13. (3 фото)

КОЛЛЕКТИВ И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ

Владимир Колесов – энтузиаст искусства пантомимы – начинал как танцор. Выступал на эстраде. Затем стал солистом ансамбля Прибалтийского военного округа и… увлекся пантомимой. Его первым учителем был рижанин Роберт Лигерс. Через несколько лет Колесов приехал в Минск уже с мимическим номером. Белорусская филармония направила его в Москву во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства. Владимир занимался в классе режиссера Анатолия Бойко. Бойко помог ему постичь широкие возможности выразительных средств пантомимы.

В Минск Колесов вернулся с обширным репертуаром, по крайней мере на целое отделение концерта. Но, как и раньше, он участвовал с одним номером в эстрадных программах различных коллективов, в частности, гастролировал с вокально-инструментальным ансамблем «Песняры». У Колесова крепло желание не только демонстрировать освоенное, но активно создавать новые произведения в избранном жанре, иметь неограниченную возможность воплощать свои многочисленные замыслы.

В 1971 году Колесов уходит из филармонии и организует ансамбль пантомимы «Рух» («Движение»). Он становится педагогом, режиссером-постановщиком и сценаристом номеров. Долгое время «Рух» числился самодеятельным коллективом, но все эти годы участвовал в концертах наравне с профессионалами, в том числе и в Москве, например в программе «Всегда на марше», которая шла во Дворце спорта в Лужниках, был участником Декад белорусского искусства на Украине, в Литве. «Рух» представлял искусство пантомимы нашей страны на международных фестивалях (в Чехословакии, Польше), завоевывал там призовые места – первую, вторую премии.

Колесов вспоминает, что во время своих гастролей в Советском Союзе Марсель Марсо пришел к ним в ансамбль. Для гостя приготовили программу минут на десять. Прославленный артист посмотрел ее и попросил показать еще что-нибудь. Два часа Марсель Марсо увлеченно смотрел номера белорусских мимов, с похвалой отзывался о направлении их творчества.

Год назад «Рух» стал профессиональным коллективом. Для начала его присоединили к Республиканскому тюзу. Детский театр предоставляет свою сцену артистам пантомимы, взял на себя различные хозяйственные заботы об ансамбле.

ПРИНЦИПЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ

Колесов разделяет ту точку зрения, что произведения пантомимы, как любого другого искусства, должны воплощать серьезные темы, нести идеи. Он стремится в своих работах глубоко раскрывать мысли и чувства людей. Понятно, что у него вызывают отрицательное отношение мимы, для которых главное – демонстрация техники, пусть и совершенной, создание лишь внешнего рисунка событий, поступков людей. Колесов считает неприемлемым для себя и то направление в пантомиме, когда у исполнителя преобладают утрированные, импульсивные движения и артист выглядит как заводная игрушка, как марионетка.

Сам Колесов добивается в пантомимических сценках естественности. Случается, он переносит репетиции на природу, уверенный, что в окружении деревьев, на зеленой траве легче уйти от схематичности, надуманной усложненности, проще обрести жизненную убедительность образов, непосредственность в выражении чувств.

Колесов стремится в каждом своем ученике пробудить творческое начало. Примером ему служит в этом Анатолий Бойко. Колесова смущает, когда выступления группы мимов строятся так: премьер – артист с именем, а остальные участники – некий антураж, этакий пантомимический кордебалет. Тогда, по мнению Колесова, у рядовых исполнителей появляется равнодушие статистов, от них нельзя ждать вдохновения. Перед собой он ставит задачу создать ансамбль солистов, чтобы каждый участник был яркой индивидуальностью.

Все это Колесов по возможности осуществляет на практике.

ОТ НОМЕРОВ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Репертуар «Руха» весьма разнообразен. Здесь ставились сценки в юмористическом, сатирическом плане. Скажем, цикл номеров по рисункам Херлуфа Бидструпа или сценки по мотивам белорусского фольклора – «Сельский ветеринар». Наряду с этим создавались номера, воспевающие патриотические, высокие чувства: «Родина» , «Мать», «Благодарность».

Последняя большая работа – тематическое представление, состоящее из отдельных номеров. Названо оно «Клiч» (это близко русским словам «призыв», «обращение»). Одиннадцать самостоятельных номеров объединены в спектакль, повествующий о том, как нелегко двигалось Человечество по пути прогресса, какие испытания выдержало, сколько горя, смертей несли и несут войны. Представление подводит к мысли – нельзя допустить, чтобы снова нарушилась мирная, созидательная жизнь. Думается, основную идею его можно выразить словами чешского писателя – патриота Юлиуса Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!»

В представлении «Клiч» достаточно четко раскрываются основные творческие принципы Владимира Колесова – его стремление уйти от бытовизма, от иллюстративности, передать прежде всего сущность явления, события, вызвать у зрителей определенные мысли и чувства. Характерно в этом плане построение одной из сцен. Она посвящена войнам прошлого. Мы видим противостоящие друг другу полчища (именно полчища, хотя исполнителей – всего 12). Воины пускают из луков стрелы, бросают копья, рубят мечами. Во всех движениях определенный, четкий ритм, синхронность, этим подчеркивается бездушность, тупая жестокость того, что происходит. Как ни выразительно изображено сражение, но не это главное для создателей номера, основное – вызвать у зрителей определенный ощущения, мысли, чувства.

Новый поворот темы. Два короля, может, князька играют в шахматы. Но нет. С легкостью игроков они распоряжаются не шахматными фигурами, а судьбами и жизнями людей. Движение руки повелителя, и кто-то из его подданных падает, поверженный на поле боя.

Продолжается развитие основной мысли. По полю брани медленно, печально движутся траурные фигуры, их все больше. Кто это? Матери, жены погибших? Образ шире, объемнее – эти фигуры олицетворяют скорбь всех потерявших близких, олицетворяют горе, которое несет людям война.

Так же обобщенно раскрывается идея во всех одиннадцати сценах – от самой первой, «Миф», в которой показано, как люди осознали себя людьми – единой, большой семьей, и до сцен, посвященных нашему времени, о мужестве и страданиях советских людей в годы Великой Отечественной войны, о событиях в Чили и Сальвадоре.

Один из номеров посвящен становлению первой в мире Страны Советов. Он воспевает свободный, созидательный труд и назван «Время, вперед!». В нем отражены весьма изобретательно конкретные трудовые процессы: сталевары загружают мартеновскую печь, рабочие катят вагонетки и т.д., а затем пластикой движений создается уже обобщенный образ вдохновенного труда, устремленности, всеобщего энтузиазма.

Можно сказать, глобально раскрывается тема и в заключительной сцене. В ней предстают молодчики фашистского толка, бесчинствующие в США. Эффектно изображены бешеные гонки на мотоциклах, жестокие драки. Но постепенно становится ясно – речь не только о бандах юнцов, отказавшихся от каких-либо моральных устоев, а о том, что в мире все наглее и упорнее заявляют о себе те, кто культивирует бездушную жестокость. В сцене звучит призыв – подняться, преградить путь силам, грозящим миру смертью и разрушением.

Номера, объединенные в представлении «Клiч», заставляют зрителей задуматься о судьбах Человечества.

В этой работе Колесова, как и в других, ощущается его тяга к хореографии, к пластике танца. Тенденция примечательная. В наши дни балет впитывает в себя элементы пантомимы. Не случайно появился термин драмбалет. Пантомима в свою очередь черпает выразительные средства у хореографии. Это позволяет создавать в пантомимических постановках обобщенные, символические образы, ярко, эмоционально раскрывать характеры и чувства персонажей. В номерах, поставленных Колесовым, мы не видим балетных па, но в них – движения-символы, присущие танцу, балету. Например, героиня собирает цветы, движения ее плавны, замедленны, напевны. Главное здесь – передать состояние героини, умиротворенное, просветленное.

Кстати, этот эпизод из другой новой работы «Руха» - спектакля по мотивам поэмы Якуба Коласа «Симон-музыкант». Говоря об этом спектакле, прежде всего надо отметить одну его важную особенность. Кое у кого сложилось представление, что мимическое искусство, не требующее перевода, не может иметь национальной основы, это некий язык эсперанто в искусстве. Спектакль «Симон-музыкант» опровергает такое мнение. В нем поэтично отразились своеобразие культуры и быта белорусского народа.

Создателям спектакля удалось передать дух поэмы, сказать о том, что любовь сельского паренька к людям, пристрастие к музыке помогают преодолеть все невзгоды, испытания, найти силы шагать к свету, к солнцу. И в этой постановке сочетаются картины конкретных событий со сценами более обобщенными. Рядом с эпизодами сельского праздника, встречи Симона и Ганы, кутежей в трактире, развлечений коварного князя на охоте – сцены, передающие сущность явлений: с одной стороны – жестокость, испепеляющую все прекрасное, алчность, уничтожающую человека, с другой – силу и красоту любви, чувства и устремления героев – безмятежную радость, отчаяние, готовность к борьбе.

Как в «Клiче», так и в «Симоне-музыканте» Колесов стремится к глубокому раскрытию темы. Хочется подчеркнуть именно это. Хотя, если вести более обстоятельный разбор двух названных произведений, то можно поспорить достаточно ли точно раскрывается основная идей в той или иной сцене, лучшим ли образом использованы все выразительные средства.

Однако и в кратком обзоре следует отметить работу художника. Оформление «Симона-музыканта» Дмитрием Моховым решено лаконично и выразительно. Декорации как бы участвуют в происходящем. Сверху донизу спускается не то грубый холст, не то невод – переплетение белых нитей (а может переплетение людских судеб?). Декорация трансформируется: то белое полотно – полог земли, то низко и грозно нависшее небо, то стены строений. Создается не только нужная обстановка, но и определенный эмоциональный настрой. Работа Мохова – пример плодотворного сотрудничества режиссера, знатока пантомимы и художника.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Думается, «Клiч», «Симон-музыкант» - заметный вклад в развитие пантомимы. Но успехи – успехами, однако у ансамбля «Рух», как и у других коллективов пантомимы, как профессиональных, так и самодеятельных, немало сложностей, нерешенных проблем – и творческих и организационных. И те и другие взаимосвязаны.

Коснусь только организационной стороны дела. Вопросы сугубо творческие, например – определение перспективности развития тех или иных направлений пантомимы и т.д., требуют тщательного, всестороннего изучения. Не случайно заветная мечта Колесова – собрать вместе всех энтузиастов пантомимы и возглавляемые ими коллективы, обменяться опытом, обсудить важнейшие проблемы, по возможности решить их).

Если говорить лишь о том, как ансамбли, театры, студии пантомимы работают над постановкой номеров, программ и спектаклей, как пополняют свой состав, мне кажется, стоит обратиться к опыту балетных, хореографических коллективов. Здесь существуют давние традиции как в создании представлений при участии деятелей разных видов искусств: балетмейстера, композитора, либреттиста, художника, - так и в подготовке кадров (прославленные балетные школы в Москве, Ленинграде, Перми, в других городах широко известны). Возможно ли, чтобы музыка балетного спектакля создавалась звукорежиссером, пусть и очень опытным, чтобы либретто писалось после того, как начались репетиции, чтобы труппу пополняли в основном любители? В коллективах пантомимы все это возможно. Объяснения этому, что древнее искусство пантомимы, популярность которого сейчас растет, у нас еще в стадии становления.

Пройдет время – и значение режиссера, роль деятелей смежных видов искусства в создании пантомимического номера или спектакля, видимо, определятся четче. В связи с этим можно вспомнить высказывание искусствоведа Е.Марковой, которая утверждала что, мол, стал бурно развиваться кинематограф, и появилась профессия киносценариста, подобное же произойдет и в пантомиме – появится фигура либреттиста.

Действительно, если при создании небольшого номера пантомимы, скажем изображающего игру в теннис или в пинг-понг, можно обойтись без предварительно написанного сценария, подобрать готовую музыкальную пьесу, то для крупного, сюжетного произведения, в котором раскрываются характеры персонажей, - нужен сценарий, целостное музыкальное решение. Сценарий (или либретто, дело не в названии) позволит с самого начала привлечь к работе композитора, художника и т.д. И тогда коллектив пантомимы сможет сделать следующий шаг к более профессиональной подготовке программ.

А то, что искусство пантомимы заслуживает серьезного внимания и поддержки, на мой взгляд, подтверждают успехи «Руха». Ансамбль во главе со своим руководителем доказал, что может функционировать наравне с музыкальным или драматическим театром, с эстрадным коллективом. Растет число поклонников «Руха», его знают за пределами Минска, Белоруссии. Зрительный зал всегда заполнен, когда выступают белорусские мастера пантомимы.

Минск К. Ганешин